Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
24/Ноября/2024, 19:15 |
Что провоцирует срыв потока с влетом в крыло. Как избежать.
|
|
kalitva | Дата: Четверг, 10/Мая/2012, 13:16 | Сообщение # 1 |
Орёл
Группа: Проверенные
Сообщений: 749
Статус: Offline
| Попробую поделится известным мне опытом по неприятной разновидности срыва потока и рискнуть дать каие либо советы.
Впервые с реальностью попадания в купол я столкнулся когда в 98-м погиб хороший украинский пилот. Что известно - термичка, срыв, клевок под ноги, влет в купол на 100 метрах. Думал несертифицированный купол итд....
Второй случай в 2002 м — перелет через крыло на СИВе, который только из-за чудовищной интенсивности не закончился влетом. Купол без сертификации. На это и списали.... А зря!
Третий случай влет в крыло на СИВе на упражнении «приближение к границе срыва». Предпосылки - пилот не совсем адекватно прослушал теорию на лекции и брифинге, и в момент торможения крыла убрал с него взгляд, в попытке затянуть руки поглубже (крыло к границе не приближалось). До этого делались срывы, но, видимо, пилот подматывал клеванты. Крыло (учебный Элемент сертификат ДХВ 1) сорвалось «доской», практически без деформации. Вовремя (начало деформации или движения) оно отпущено не было, а команда «отпускай», из-за задержки (визуальное осознание, анализ, команда, восприятие, действие) запоздала на очень неудачное время. Купол имел рабочую форму и прыгнул из заднего положения в 20-30 градусов. В переднем положении (примерно 45 градусов) разогнавшееся до очень высокой скорости крыло вырабатывает мощный импульс толкающий пилота к себе, после чего теряет связь с пилотом (провисание строп) и продолжает движение уже вниз, где складывается. Пилот попадает ровно в центр крыла.
Благодаря четким действиям (двигаться вперед и выбросится из крыла) пилот смог выбраться и выпрыгнуть. Кольцо запаски из-за подвешенного боком положения найти не успел. Крыло частично наполнилось и в небольшой авторотации вошло в воду. Ушибы.
Анализ событий привел к следующим выводам: даже учебное и сертифицированное крыло способно попасть в режим, позволяющий получить влет в крыло. Единственная гарантированная и действенная возможность не допустить этого — перевод любого подсрыва в полный срыв с обычным выходом. В противном случае (отпускание при подсрыве) ВСЕГДА остается малая, но вероятность очень фатальной ошибки.
Сделанные выводы позволили пререработать программу СИВ. Упражнение с приближением к границе срыва стали выполнять с последующим обязательным переводом в полный срыв потока. А элемент с отпусканием остался на несимметричном режиме (подсрыв на парящей спирали). Да и то только в случае неразвитого вращения. Развитое переводится в полный срыв потока.
Исходя из многолетнего опыта, могу однозначно сказать — начинающийся срыв потока самый коварный режим с неожиданными жесткими последствиями. Этому немало способствует общепринятая в мире и вполне обоснованная норма безопасности —возникла проблема? — руки вверх, не мешай параплану лететь. Часто это намного лучше чем бессистемное махание руками, загоняющее параплан в дискотеку.
При срыве, особенно на малой высоте, клевок, даже не сильный, и не приводящий к влету в купол, все равно крайне опасен. Я писал и еще раз напишу, что не стал бы выходить из срыва на высоте менее 10 метров. Лучше вертикально на 8 м/с, чем в клевке на значительно большей вертикалке и горизонталке.
На большой высоте неожиданный подсрыв всегда лучше и надежней перевести в полный и выйти. В противном случае остается риск мощнейшего клевка и влета в купол. Необходимо чтобы крыло потеряло форму, а система крыло-пилот набрала вертикальную скорость. После того как удерживаемый в срыве параплан окажется над головой, его можно отпускать. ПОЛНОСТЬЮ и БЫСТРО. Он тоже может глубоко клюнуть. Но так как из заднего положения, уже не клюнет. ЕСЛИ
ЕСЛИ не сделать перекомпенсацию и не сорвать его еще раз (как раз сзади он и будет) ЕСЛИ не полностью отпустить стропы, и оставить половинку «на всякий случай» для уменьшения клевка, что логично по мнению некоторых умников. Это может спровоцировать выход с динамическим повторным срывом и жестким клевком.
Понятно, что лучше не попадать. Но при входе в поток я часто сбрасываю скорость, стараясь «зависнуть» в ядре. Если перестараться, делать резко и эти действия совпадут с пинком атмосферы — шанс получить неожиданный срыв достаточно велик. При этом владельцам простых крыльев следует быть даже осторожнее чем водителям «компетов». Простые «крепкие» крылья имеют больший шанс сорваться «доской» что как раз и критично.
Наблюдая заходы в стиле «дроча клеванты» каждый раз вздрагиваю. Понимаю что при должной наработке это неплохой способ сделать глиссаду крутой. Но он требует четкого понимания глубины работы и при ошибке грозит мощнейшим клевком. Если кто то надеется его «успеть погасить» - не обольшайтесь. Если будет «по настоящему» успеть шансов нет..... Учитесь лучше точно расчитывать глиссаду. Тем более что даже простое парашютирование на «прокачке» с высоты 5-7 метров унесло уже не один позвоночник. Я всегда советую курсантам пройти лучше пол поля пешком чем.....
Один из поводов к написанию — тот факт, что что при необоснованно глубоком пилотировании сертифицированное крыло начального уровня вполне способно устроить пилоту «конфетку». Предпосылками могут быть длинный зимний перерыв, эйфория от первых весенних полетов, параплан с более высокой регулировкой клевант, хотя работа «от натяжения» всегда оговаривается, желание наконец то закрутить «посильнее», без яркого осознания факта насколько это опасно. Честно говоря я никогда не мог представить что такое возможно. В разборе будет больше официоза и подробностей. А пока просто примите советы от пилота с немалым опытом:
1.Не используйте необоснованно низкие скорости и приемы типа «прокачка» на заходе на посадку.
2.В случае срыва на высоте ниже 10 метров не отпускайте крыло, а асимметричный срыв переводите в полный.
3.Используя агрессивное пилотирование на высоте, помните, что динамичные процессы (горка при выход со спирали, раскачка по тангажу, раскачка турбулентностью) ВСЕГДА существенно сдвигают границу срыва. И крыло которое «просто руками не сорвешь» вдруг срывается на половине хода. Крайне неожиданно и неприятно.
4.Если срыв неожиданно начался, вы не контролируете положение и состояние крыла - переводите в полный срыв потока. Если крыло сзади или сомневаетесь — переводите в полный. Секунда, крыло над вами в характерной «розочке» - можно выходить быстрым, полным отпусканием клевант.
5. Если летите к крылу, постарайтесь понять куда, отбросить его или отбросится от него. Если не получилось, как можно раньше примите решение в какую сторону двигаться. Захватывая и отбрасывая под себя ткань и заделку строп, постарайтесь выбраться и выбросится из крыла или освободить руку для броска запаски. Искать запаску не добравшись до края бессмысленно. Рискуете потерять ее в крыле и запутать в стропах. Не паникуйте. Боритесь. В большинстве случаев выбраться удается
6.Видя молодого пилота, применяющего чересчур агрессивное пилотирование, лучше лишний раз напугайте его грубыми жесткими историями, покажите видео, а если есть власть — отстраните на время от полетов. Потом не прийдется жалеть о не сделанном....
Берегите себя. Нас не так много летающих, чтобы уходить так быстро....
|
|
| |
Brat | Дата: Четверг, 10/Мая/2012, 13:53 | Сообщение # 2 |
Птеродактель
Группа: Проверенные
Сообщений: 1873
Статус: Offline
| +100!
|
|
| |
Vladei | Дата: Четверг, 10/Мая/2012, 15:29 | Сообщение # 3 |
Птенец
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Спасибо Серёжа! Очень нужная и полезная информация, а для меня так и во время. Третий год как уже начал учиться летать, но так и не научился из за больших перерывов и мало налетанных часов. И меня тянет летать так как вы летаете,т.е. в термичке и на маршруты. А сам еще не нюхал что тоакое срыв. И старт толком не отработанный. И посадка на точность , теория это хорошо, нужна практика от простого к сложному. Нужно как можно чаще летать в безопасной среде. Потом подходить к более сложной. А мы, (это те - которым не хватает времени на регулярные полеты) приезжая на склон, пытаемся лететь, во чтобы то не стало, и попадаем в такие не хорошие ситуации. И Слава Богу если живые остаемся, значит есть время на осмысление, на покояние, на исправление...
|
|
| |
Roman | Дата: Четверг, 10/Мая/2012, 17:16 | Сообщение # 4 |
Страус
Группа: Проверенные
Сообщений: 71
Статус: Offline
| 2.В случае срыва на высоте ниже 10 метров не отпускайте крыло, а асимметричный срыв переводите в полный. - разве это не приведет к 100% компресии позвоночника как минимум ?
|
|
| |
Terex | Дата: Четверг, 10/Мая/2012, 17:55 | Сообщение # 5 |
флудератор
Группа: Проверенные
Сообщений: 2092
Статус: Offline
| Quote (Roman) 100% компресии - Это как вообще то когда позвоночник в трусах уже всё равно 100% или 20%... На самом деле, требуется компенсировать стремительный разворот купола в склон, та как срыв одной части купола приведёт к резкому развороту! Нужно тянуть противоположную клеванту - а не бросать все... и кричать ма-ма! Волков, всё правильно написал!
«Герой одного человека – злодей для другого»
|
|
| |
Roman | Дата: Пятница, 11/Мая/2012, 08:53 | Сообщение # 6 |
Страус
Группа: Проверенные
Сообщений: 71
Статус: Offline
| я имел в виду что сознательно на 10тти метрах ввести в полный свал - при том что получишь гарантированный позвоночник в трусах - это не каждому дано, вот и выкручиваются все как терех и волков написали. т.к. при полном свале - гарантия перелома 80-100%, а при не срывании в полный может и повезти, (не пойдет в разворот при умелых и своевременных действиях) или я гдето заблуждаюсь? Мне это интересно т.к. сам чайник и пока летаю на малых высотах.
Сообщение отредактировал Roman - Пятница, 11/Мая/2012, 08:54 |
|
| |
Max7777777 | Дата: Пятница, 11/Мая/2012, 11:14 | Сообщение # 7 |
Сокол
Группа: Проверенные
Сообщений: 464
Статус: Offline
| Позвольте мне тоже вставить свои 5 копеек Я думаю, что Волков может сколько угодно теотеризировать и писать про то как это "полезно" срывать купол окончательно, при подсрывах на высоте 10 метров, а затем весело падать с сорванным куполом на землю, а может и на камни или что там еще...., но сам он при такой ситуации я уверен отпустит купол, а потом попытается отловить клевок))))) инстинкт самосохранения сработает. Я думаю, что самое правильное это недопускать срыв на малой высоте. А сделать это просто - купол никогда не срывается просто так. Или вы хотели очень резко развернуться, тянули одну клеванту - получится ассиметричеый срыв, или хотели сильно затормозить купол, тянули обе - купол сорвется полностью, плюс термичка может помочь))) Но я знаю одно, если идет мощный заброс РУКИ ПОДНИМАЕМ ВВЕРХ и никакой, даже самый злой купол, не сорвется. Правда, в момент сильного заброса ощущения не из приятных - Вас пинает вверх, купол улетает назад и от страха инстинктивно человек начинает махать руками - этого делать не надо (я проверял) Так что, если вы будете избегать глубоких движений клевантами у земли и отрабатывать Вы НИКОГДА не попадете в подсрыв и не будете думать - срывать или нет)))
|
|
| |
AlexeyKalitva | Дата: Пятница, 11/Мая/2012, 16:03 | Сообщение # 8 |
Птенец
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Присоединяюсь к "Vladei". Спасибо Сергею Петрову-Волкову за интересную и полезную статью!
|
|
| |
|